01.10
08:56
«Потустороннее умерщвляет жизнь»
Говорят, Ницше любят все (ну или почти все) молодые. Я долго думала, почему? Должна же быть ещё какая-то причина, кроме категоричности и тех изящных путей, по которым он расставляет свои логические ловушки, чтобы дать по башке всяким устоям.И вот я вдруг нашла для себя ответ. «"Мир совершенен" - так говорит инстинкт духовно одарённых». Для Ницше хорошо всё, в чём есть сила, стремление к победе, желание жизни и удовольствий. И молодость, конечно, откликается на это - ведь это так комплиментарно для неё: целая философская система, в которой всё твоё богатство состоит в том, что у тебя просто есть. Я совсем не религиозный человек, и то немногое, что связано с церковью и долетает до меня, вызывает во мне стойкую неприязнь - поэтому я с большим удовольствием читала "Антихриста", и мои чувства ничего не оскорбляло. Находить глубокие, логичные, отменно проанализированные объяснения своих ощущений очень приятно.И всё же всю книгу меня не покидало чувство, что вот же они - истоки фашизма: не в чистом виде, а в каких-то крупицах. Стилобат, на который потом встанет дорическая колоннада. С одной стороны, Ницше говорит о том, что всё духовное живёт в человеке и достигается только трудом духа, а всё, что происходит из слабости, из зависти, из мести - дурно. И христианство происходит для Ницше именно из слабости - потому и порицается. Ну а фашизм, коммунизм и вообще всяческие тоталитарные системы - это религии: они лживы, рассчитаны на массы и ведут к разрушению. Следовательно, не могут быть ценными в ницшеанской парадигме. С другой стороны, в тексте постоянно звучит мощная неприязнь к евреям. По Ницше, гетто - это жалкое место, и он всё время говорит об образе мысли гетто. Для него это место скопления чандалы - и никак иначе. Кроме того, в этой философской системе происходит очень категоричное деление на посредственность и сверхчеловека. Ницше не стесняется прямо называть себя сверхчеловеком - это понятно, это и так все знают. По-моему, именно в этом делении лежит какая-то чудовищная жестокость, какое-то ранжирование людей по сортам. И именно это имеет привкус фашизма."Посредственность", "интеллигентная машина", "чандала" - человек как будто вправе распределять других по этим категориям, лишённым, по Ницше, благородства инстинкта. А раз этот некто вправе делить людей на сорта, значит он выше них, и ему можно то, чего им нельзя. Это кажется мне по-настоящему страшным.Как будто бы критика религиозных устоев так круто переменила всё в мозгах, что там произошёл существенный сдвиг, но массовое сознание сделало виток в привычном направлении - к абсолюту и его почитанию. Только этот виток произошёл на другой глубине, в другом веке - мысль Ницше о сверхчеловеке деформировалась и приняла чудовищное звучание: обожествление человека. Это так логично и парадоксально, как сама ницшеанская философия: всё категоричное имеет сильную тенденцию к искажению.Впрочем, блеск авторской мысли, последовательность, напористость повествования быстро притупляют это беспокойство. Вместо них остаётся только большой интерес: что дальше? Как мысль разовьётся? А мысль развивается убедительно и остроумно. Говоря "остроумно" я имею в виду точность наблюдений, а не комичность повествования. Абстракция очень высокой степени абсолютно соотносится с жизнью реальной: и какие-то явления описаны безошибочно.Для Ницше христианство - тип недуга: разложение, погубившее, например, Римскую империю. Это явление лживое и противное самое природе жизни. Мрак, туман и двусмысленность, вечная лживость, провозглашение фальшивых истин, убийство всего сильного и витального - вот обвинения Ницше против христианства. И я почти в восторге от того, в какие безошибочные формулы обличено то, что я ощущаю - да ещё лет за сто до моего рождения :)"Трусливая, феминистская и слащавая банда" - это о первых христианах. Это настолько смело и не похоже на классическую ценностную парадигму, что вызывает восхищение. Без "хорошо" или "плохо" - сама траектория мысли изумляет. Это мысль очень мощная, новаторская и цельная.При всём своём скепсисе Ницше местами остаётся каким-то идеалистом: описания Римской империи или законов Ману (надо думать, весьма тираничных) прямо-таки грешат восторженностью и пафосом - и это опять привет тоталитарности с её вечным воодушевлением.Так же восторженно Ницше говорит о Ренессансе: как о "вечном напрасно", которое едва не победило католическую церковь, провозгласив внутри неё витальные ценности вместо страдания и малокровия. И тут на славу достаётся Лютеру, который "снова восстановил церковь - он напал на неё". Понятно, что с этим утверждением можно поспорить, но взгляд на всё это в таком ракурсе, на такой глубине меня восхищает."Порча души через понятия вины, наказания и бессмертия" - вот за что Ницше проклинает христианство. При этом очень важно, что против Христа он ничего не имеет и никак его не критикует: об идеях Христа говорится с большим уважением, а всё негодование падает на головы его последователей - особенно достаётся Павлу. Для Ницше христианство - "единый великий инстинкт мести", и он противоречит чистоплотному инстинкту: инстинкту жизни. Инстинкты и их благородство, как можно заметить, вообще очень важны для Ницше.С этой системой сложно согласиться целиком - да и надо ли? Но эта точка зрения однозначно заслуживает внимания: она очень парадоксальна, и это даёт хороший повод как следует подумать.